Словарь 翻译
Курс
  • 1 USD = 52.97 RUB
  • 1 USD = 6.16 CNY
  • 10 CNY = 85.46 RUB
  • 1 HKD = 6.75 RUB
  • 1 SGD = 39.28 RUB
Погода
  • 28 °C Гонконг
  • 31 °C Гуанчжоу
  • 29 °C Шэньчжэнь
  • 33 °C Макао
  • 31 °C Санья
  • 29 °C Сингапур
  • 34 °C Пекин
  • 23 °C Шанхай
  • 28 °C Сиань
  • 32 °C Чунцин
  • 21 °C Москва
  • 14 °C Санкт-Петербург
  • 30 °C Екатеринбург
31 мая 2015, воскресенье, 17:42 (Гонконг)

Ислам с женским лицом: как в Китае реформируется еще одна мировая религия

В одной из мечетей Нинся-Хуэйского района В одной из мечетей Нинся-Хуэйского района

Не так давно мы публиковали статью о том, что к 2030 году Китай станет страной с самым большим христианским населением, однако работа с религиями в Китае идет по всем фронтам, не исключением является и во многом "непримеримый" ислам. Китайцы нашли к нему свой, особый подход.

Китай стал первой страной в мире, где в мечетях служат женщины-имамы. Этой традиции уже около 100 лет, и власти страны делают всё возможное, чтобы реформировать ислам в стране и дальше. Так, женщинам-имамам выплачивают зарплату за счёт государства, а реформистский ислам проникает в китайские общины в других странах.

Считается, что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры использовали их в системе «сдержек и противовесов» – чтобы не «зарывались» местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.

Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными темпами – главным мотивом властей было создание провластного образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.

Национальное меньшинство Хуэй - исламизированые китайцы (в россии близкую к ним этническую группу называют дунгане) насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди  хуэй появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Единственное пока «теологическое» ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.

Но и над этой «проблемой» работают китайские мусульмане-теологи, чья работа оплачивается за государственный счёт. Они выискивают в Коране и работах теологов «лазейки», с помощью которых оправдывают те или иные реформы в исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.

Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. «ахонг» – женщин-служителей более низкого ранга (как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности). Всего в регионе насчитывается 8000 имамов.

После 1979 года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально женщины-имамы были только в среде хуэй (относится к одной из 56 официальных национальностей в Китае), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Недавнее восстание в СУАР, в ходе которого погибли несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.

Отметим, что в китайской иероглифической транскрипции слово "Аллах" записывается двумя иероглифами - первый из которых значит "спокойствие", "умиротворение" и является изображением женщины под крышей. Необходимо отметить, что женщины в среднеазиатском, в том числе и уйгурском и хуэйском обществе, не редко выступают на традиционно "мужских" позициях, чем - одним из доказательств чего служит большой авторите Рабия Кадыр - одно из уйгурских дисседенток, проживающей ныне в США. (по материалам)

«Южный Китай», 24.11.2014

На главную

"Южный Китай" в соцсетях
Опубликовать вашу новость
Поделиться
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.